Автопутешествие в Чечню на Land Rover Discovery


22.03.2015



Автопутешествие в Чечню на Land Rover Discovery

«Поедешь в Чечню?» — спрашивает главред. «Конечно» взрыва раньше, чем «ни за что». В электронной почте мигнуло приглашение в новую экспедицию Land Rover «Открывая Россию».

 

Аэропорт Грозный Северный. В зале прилета объявление: «Внимание, паломник! По требованию таможенной службы Саудовской Аравии общий вес багажа не должен превышать 25 кг». И подпись: «Комитет по хаджу». Прямо напротив здания терминала мечеть. Перед ней аккуратной шеренгой выстроились восемь Land Rover Discovery. На внедорожных зубастых покрышках, со шноркелями и экспедиционными багажниками. Точно как в боевиках про сочащиеся нефтью арабские страны.

 

Карта предстоящего маршрута сплошь состоит из названий, которые многие помнят по боевым сводкам середины 90-х. Грозный, Гудермес, Аргун, Ушкалой. Местные жители не любят слово «кампания». Это война, нужно называть вещи своими именами. Войну вспоминают редко. Республика живет настоящим. Строится, развивается, пишет картины, сочиняет стихи, танцует и очень ждет туристов.

 

Центр Грозного. На светофоре в соседнем ряду останавливается черная Priora. Пассажир машет рукой — опустите стекло. Что, уже? Опускаем. «Из Москвы?» — с мягким горским акцентом спрашивает чеченец. Да, из Москвы. «Добро пожаловать!»

 

Почти все время мы проведем в горах, в дикой природе. Рыскать по окраинам Грозного в поисках следов войны как-то бессмысленно. Они наверняка есть. Но если уж чеченцы смогли оставить это в прошлом, мы должны сделать то же самое.

 

Центр Грозного сверкает. Всюду разноцветный неон и светодиоды. Здания и улицы похожи на только что построенные декорации. Даже типовые пятиэтажки облицованы плиткой под мрамор. Над прямоугольными оконными проемами часто встречаются декоративные заостренные арки на арабский манер. Много портретов Рамзана и Ахмата Кадыровых, часто с цитатами.

 

Вид на Грозный с крыши 40-этажной башни «Феникс» завораживает. Сюда мы поднялись в сопровождении пары огромных молчаливых охранников. Сразу инструктаж: «Вот там резиденция Кадырова, снимать нельзя». Где-то в соседней башне апартаменты нашего новоиспеченного соотечественника Жерара Депардье. Сам Рамзан Кадыров подарил. Бывшему французу Грозный очень понравился, и он пообещал снять о республике фильм.

 

center-groznogo-dnem

 

center-groznogo-nochu

 

Связь времен

 

В Шелковском районе в 70 км от Грозного обнаружился замечательный музей Лермонтова. Хм, а как же «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал»? Неужели не обидно? Вовсе нет. Чеченцы любят поэта. На Кавказе Лермонтов зарекомендовал себя отчаянным забиякой, но культуру горцев ценил и очень ей интересовался. Однажды он написал своему другу: «Поверь мне, там, на Востоке, тайник богатых откровений».

 

Это действительно так. Культура чеченского народа не занесена в архивные каталоги. Она живет и в наши дни. Проводник Султан рассказывает про обычай дарить юношам кинжалы. Мальчик проходит испытания и становится мужчиной, в знак этого и получает свое первое оружие. Кинжал, который висит под курткой у самого Султана, в длину не меньше 40 см.

 

Приближаемся к границе с Грузией. Она проходит где-то в непроходимых горах, но погранзастава устроена раньше, в низине. Паспорта здесь не просто проверяют, а забирают. «Будете возвращаться — отдадим». С высоты осматриваем долину. От заставы отделяется еле заметное пятнышко в камуфляже и проворно ползет на соседний склон. Мы под присмотром, граница на замке.

 

Карабкаемся к Цой-Педе, «поселению божества». Чаще его называют «городом мертвых». Это древний некрополь, археологи до сих пор спорят, кем он был построен и в каком именно веке. Сложенные из плоских камней могильники заполнены человеческими костями. Отдельно высятся две боевые башни. Подобных трех-или четырехэтажных построек с узкими бойницами в Чечне множество, причем некоторые стоят по соседству с жилыми домами.

 

coy-pede

 

Самая высокая точка маршрута — 3525 метров. Пик ТАСС — единственная в мире вершина, названная в честь информагентства. На километр ниже через несколько лет будет станция горнолыжного курорта Ведучи. Туда ведет вполне приличный грунтовый серпантин. Дальше начинается настоящий ад. Узкая, прихваченная льдом тропка иногда поднимается под таким углом, что кажется, гравитация вот-вот предъявит свои права на наши Discovery и отправит их кувыркаться в пропасть. Настоящий автомобильный альпинизм. Справились.

 

В узком ущелье у дороги примостилась заправка. Новенькая, аккуратная, будто мираж. Других не будет еще долго, самое время наполнить баки и канистры. У колонки по обе стороны стоят две пятидверные «Нивы». В одной на заднем диване лежат два автомата Калашникова, в другой — пара таких же укороченных. Охотники, наверное.

 

Последний день. Возвращаемся в Грозный, утром самолет в Москву. Повезло с погодой: чистое небо, тихий сиреневый закат. За очередным пыльным поворотом открывается долина. Внизу висит густая серая масса. Наплевав на усталость, колонна единогласно решает остановиться. Кто-то фотографирует, кто-то просто молча смотрит. Погода вовсе не везение. Просто все эти дни мы были выше облаков.


Проложите маршрут и узнайте расстояние:

Например Санкт-Петербург Например Берлин