Экстремальное автопутешествие по Баренцеву морю на БРДМ-2


12.04.2015



Экстремальное автопутешествие по Баренцеву морю на БРДМ-2

ЕЩЕ В 2010 ГОДУ У МЕНЯ ВОЗНИКЛА ИДЕЯ ОБОЙТИ КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ ПО ПОБЕРЕЖЬЮ НА ГАЗ-66, А РЕКИ, КОТОРЫЕ БЫ ПОПАДАЛИСЬ НА ПУТИ, ПЕРЕПЛЫВАТЬ. ДАЖЕ РАЗВИЛ БУРНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ НА ТЕМУ «КАК НАУЧИТЬ "ШИШИГУ" ПЛАВАТЬ»? В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗ ТОЙ ЗАТЕИ НИЧЕГО НЕ ВЫШЛО - СЪЕЗДИЛИ НА СУХОПУТНУЮ РАЗВЕДКУ И УВИДЕЛИ, ЧТО КОЛЬСКИЙ СЛИШКОМ ВЕЛИК, А БАРЕНЦЕВО МОРЕ, ОМЫВАЮЩЕЕ ЕГО БЕРЕГА, - МОРЕ БУШУЮЩЕЕ. НО ДАВНЯЯ ИДЕЯ ОКАЗАЛАСЬ ЖИВУЧЕЙ...

 

Нужно было подыскать подходящий автомобиль, чтобы он умел не только ездить по суше, причем зачастую вне дорог, но и форсировать значительные водные преграды на своем пути. Кольский полуостров слишком велик, а что если попробовать обогнуть на машине два полуострова поменьше - Средний и Рыбачий? Но сделать это не как все (объехать их по берегу), а обойти... вплавь по морю. На машине...

 

ДОЛГИЕ СБОРЫ

 

Да, именно машина подбиралась под эту экспедицию, а не наоборот. И после долгих поисков я ее нашел. Впрочем, я знал, что искать: такая техника существует, причем отечественная, разумеется, придуманная не для гражданского использования. Итак, мне нужен БРДМ-2. Машина в итоге оказалась не простой, а с особенной судьбой. На ее корпусе белой краской были нанесены полоски, говорившие об участиях в парадах. А на одном из перископов-триплексов, которые я забрал домой промыть, удалось разглядеть плохо заметные надписи. Оказалось, там была выцарапана вся «родословная» автомобиля - фамилии тех, кто на нем служил, когда демобилизовался, даже упоминание о его принадлежности к разведывательной роте и фраза «ПБ воен. парад 1987». И с этого момента списанный БРДМ будто снова ожил, став не просто железякой с набором функций, а чем-то большим, получившим собственное имя - «Непотопляемый».

 

Команда собралась быстро, я пригласил ребят из нашего оффроудклуба «Кабан 4x4», постоянных участников клубных мероприятий. Кроме приведения в порядок «броневика», необходимо было довести до ума и старую «пожарку» на базе ГАЗ-66, выполнявшую функции клубного эвакуатора - ей было уготовано стать машиной техподдержки предстоящей экспедиции. Четыре месяца работ по выходным, и она засияла. А весной прошлого года к нам присоединился экипаж еще одного ГАЗ-66... Впрочем, не буду подробно описывать сложности долгой подготовки: проблем всяких было вдоволь, так что желание бросить эту авантюру ко всем чертям и заняться чем-то другим возникало достаточно часто. Однако неразрешимые, как казалось поначалу, ситуации постепенно разрулились, и вот уже, загрузив провиант, мы все-таки выдвинулись на Север!

 

За первый день прошли всего 120 км, потом по нарастающей «вкатывались» в дорогу, а заодно лечили и «детские болячки». В Вологде караван остановил экипаж ППС и назвал нас «военной колонной». Да и обычные люди оглядывались, многие приветственно махали руками, сигналили и даже кричали «Слава ДЫР!». Наша миссия была исключительно мирной, хотя со стороны выглядела колонна действительно как военная: белый УАЗ, за ним БРДМ, следом два ГАЗ-66, закрывающим шел Suzuki с прицепом. Все автомобили с флагами и одинаковой символикой на бортах. До Мурманска добирались четыре дня. 

 

НА БЕРЕГУ ОКЕАНА

 

Прибыв в столицу Заполярья, мы взбудоражили весь город! А заодно поставили на уши пограничную службу ФСБ, Гостехнадзор, МЧС и ГИМС Мурманской области. Народ там оказался очень добрым и отзывчивым, в борьбе за наш выход в приграничные воды Баренцева моря помогал чем мог Начальник Гостехнадзора, например, собрал всю доказательную информацию, что БРДМ-2 - это машина плавающая. За этой историей следили почти все жители Мурманска и окрестностей. О нас показывали репортажи на местных и федеральных телевизионных каналах, рассказывало радио. Мы были узнаваемы в лицо практически всеми и везде, люди поддерживали нас, говорили: «Ребята, сделайте это!». Но, увы! Нужной для выхода в море официальной бумаги так и не было получено...

 

myrmansk

 

Ну нет и нет, сколько же можно ждать! И мы отправились на Средний... На блокпосту в Титовке пограничники, выстроив нас на обочине, попросили написать расписку о том, что я уведомлен об административной ответственности, в случае если спущу БРДМ-2 на воду, ну и еще пару абзацев... Что ж, будем считать формальности соблюденными, и за нас никто теперь не отвечает. Кстати, именно в это время по телевидению выступал сотрудник пресс-службы пограничного управления ФСБ России по Мурманской области, который однозначно заявил, что БРДМ-2 не может плавать по морю. На самом же деле в России в принципе не существует узаконенного понятия «амфибия»: есть либо плавсредства, либо трактор! Почему так?.. 

 

ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ!

 

Понятно, что после долгих деморализующих переговоров с представителями власти лезть в воду на БРДМ было сродни купанию в вулканической лаве. Поэтому, разбив на берегу Баренцева моря большую военную палатку 5x5 метров, мы несколько дней отдохнули, обловились и объелись океанической рыбы. Думали, взвешивали и... решили отчалить, несмотря ни на какие препоны!

 

Первый «заплыв» состоялся в Малой Волоковой губе. С моря страховали ребята на лодке - если бы машина пошла ко дну, то в воде с температурой 6-8 градусов жить бы нам оставалось не более 10 минут. По берегу параллельно шли два «шестьдесят шестых», всегда готовых помочь лебедкой (лючок лебедки на БРДМ расположен ниже ватерлинии). Погода была ветреной и холодной. У берега вроде спокойно, но чем мористее мы забирали, тем выше и сильнее становилась волна. Держались в основном вдоль береговой линии, примерно в 100-200 метрах. Глубина там колеблется от 14 до 20 метров. Машина шла, как утюг по гладильной доске, и лишь сильные перепады волн слегка ее покачивали. Надо заметить, что в Баренцевом море каждые шесть часов случаются отливы и приливы. И отливало так, что «мама не горюй»! Уровень воды падал на пару метров, образуя в некоторых местах обширные оголившиеся поля. По большой воде они были неплохим вариантом для выхода на берег, но по малой превращались в непреодолимые препятствия. Зато на Севере в это время стоит полярный день, светло круглые сутки, и этот факт не мог нас не порадовать!

 

Пройдя до конца губы и зайдя за мыс Волоковый, я взял курс на сушу Отливало, и в 50 метрах от берега БРДМ сел на камни. Осадка-то у него почти 2 метра. Выпустил дополнительные колеса. Слез с одного камня, но сразу завис на другом... Помогли «технички», оттаскивая лебедками валуны, чтобы расчистить проход через каменную гряду. И спустя какое-то время машина была все-таки вызволена. Думал, что ее днище уже разодрано в клочья - скрежет стоял ужасный, но нет, лишь одна небольшая вмятина. Морское крещение прошло успешно! 

 

malaya-volkovaya-gooba

 

С ВОЛНЫ НА ВОЛНУ

 

На следующий день был запланирован проход по Большой Волоковой губе. Всю дорогу на полуостров Рыбачий нас сопровождал сильный шквалистый ветер. Поиски тихого места для стоянки привели на бывшую позицию ПВО на самой высокой сопке близ мыса Коровий, откуда открывался прекрасный вид на губу. Там мы и провели два дня в ожидании, пока погода успокоится, посвятив их изучению артефактов эпохи СССР.

 

Наконец настало время продолжить морской маршрут. Вышли напротив острова Большой Кий и прямой наводкой направились в открытое море. Нависли над глубиной в 60 метров и переложили курс, пройдя рядом с мысом Коровий. На протяжении всего пути по Большой Волоковой губе до губы Няубб выход на берег был невозможен из-за скал и каменных гряд.

 

ostrov-bolshoy-kiy

 

А вообще этот день путешествия походил на день отдыха: нас окружали красивые пейзажи, стоял солнечный и теплый по северным меркам денек, плыть бы так и плыть...

 

Прибыли в губу Няубб. Начался отлив, который буквально осушил большую часть ее акватории. Выползли на берег, чтобы перекусить, а затем отправились морем на другой берег Волоковой губы, выйдя на сушу возле рыбацкого стана Пуманки (Земляное). Дальше плыть не рискнули, поскольку встретились с волнами более метра высотой - пришлось туг же повернуть обратно. Недаром сотрудники МЧС предупреждали о непредсказуемости здешних мест.

 

В ГОСТЯХ У ПОГРАНИЧНИКОВ

 

Поставили лагерь, в котором и провели следующие два дня: релаксировали, ловили рыбу, ходили на горные экскурсии... Неожиданно к берегу подплыли люди в ярких жилетах и, представившись сотрудниками береговой охраны, предложили проследовать с документами на их катер, который стоял почти у выхода из Малой Волоковой губы. В голове перемешались и мысли, и сомнения. А что если сейчас арестуют? Но интерес побывать на судне пограничников был выше опасений...

 

Матрос пришвартовал лодку, и я впервые в жизни шагнул на палубу катера береговой охраны. Оглядываюсь. Все оборудовано по последнему слову техники, в команде нарядно одетые молодые люди, лишь девушки не хватает с кофе на подносе. Докладывайте, говорят, как ваше плавание проходит, а то из-за него нас всех с ног на голову перевернули... Я сразу в отказ! Ничего, мол, не скажу, но коротко поделюсь, что все идет по плану! Ну и еще, как мы из Подмосковья всей «бригадой» добирались на Средний. И о том, что заявку в «Книгу рекордов России» подали. Морские стражи долго не могли в это поверить. Еще раз проверили документы, посмеялись, дали бумагу на подпись и отправили восвояси. Нужно ли говорить, что тот вечер в лагере был насыщен рассказами! 

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА БЕРЕГ

 

К этому моменту наша команда уменьшилась до пяти человек. Произошло это по разным причинам личного характера: работа, сроки, дела, семья и т. п. Теперь расклад выглядел следующим образом: я иду на БРДМ, в страховочной лодке Олег Безуглый и Александр Копытов, на одном ГАЗ-66 рулит Дмитрий Моргунов, а на другом - Павел Майка.

 

Туманным утром мы отправились на берег Кутовой губы. Однако сходу старт не удался - в Мотовском заливе поднялась сильная волна, и пришлось отступить. Зато на следующий день в ясную погоду мы все же прошли на лодке почти весь планируемый маршрут. Просмотрели возможности оперативного выхода. А выйдя на БРДМ в море, увидели на горизонте сторожевик. Он шел точно на нас, сопровождая подводный атомоход, которого выдали крылья на рубке. Пулей выскочили из воды! И четыре часа наблюдали, как подлодка ходила туда-сюда, даже успели немного поспать.

 

motovskiy-zaliv

 

Субмарина скрылась из глаз, и мы снова выходим в Мотовский залив. Красота вокруг, пейзажи... Но сторожевик-то никуда не ушел! Так и стоит на том же месте. Эх, была не была! Проходим вместе со шлюпкой неподалеку от него, стремясь в губу Большая Мотка. Автомобильная группа движется поверху. Направляемся к бухте Большое Озерко, имеющей на входе узость с маяком.

 

Ищу выход на берег, но эхолот рисует везде огромные валуны. Глубина же тут настолько мала, что есть риск прочно засесть на камнях. Приходится перекладывать руль на 180 градусов и идти на противоположную сторону Большой Мотки. И примерно через километр БРДМ оказывается на суше.

 

Собираемся все вместе и подводим итоги. Топливо на исходе, людей впритык, настроения... Они уже не столь оптимистичные. А может, пришло время остановиться? Ведь мы сразу понимали, что «полный круг» не получится. Сделали попытку и, несмотря ни на что, прошли по морю 50 км. Автолюбителям или водномоторникам это расстояние может показаться смешным, но отмечу, что в среднем марш-броски плавающей военной техники от корабля до берега составляют не более 2-3 километров. Мы же преодолели на 7-тонном БРДМ три морских перехода: 9, 25 и 15.5 км. Средняя скорость была 6-7 км/час, температура воды около 8 градусов, а волнение порядка 2 баллов. Неплохие результаты! 

 

РЕКОРД РОССИИ

 

Еще до начала похода мы подали заявку в «Книгу рекордов России», которая была классифицирована как «Первая экспедиция на бронетранспортере по водам Баренцева моря Северного Ледовитого океана». И такой рекорд был зафиксирован! Предложили даже отправить заявку в «Книгу Гиннеса», но мы пока от этого скромно отказались. Может быть, в следующий раз так и сделаем, надо подумать...

 

«НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ»

 

БРДМ-2 расшифровывается как «Боевая Разведывательная Дозорная Машина второй модификации». Такие выпускались в СССР с 1963 по 1989 год на Арзамасском машиностроительном заводе. На машине установлен штатный бензиновый 8-цилиндровый V-образный двигатель ГАЗ-41 объемом 5.5 литра. Для движения по воде имеется водомет, который может работать как отдельно, так и вместе с колесами. Скорость на плаву доходит до 10 км/ч. Привод водомета осуществляется от коробки передач через КОМ. В носовой части установлен штатный волноотбойник, препятствующий подныриванию во время плавания. Он приводится в рабочее положение с места водителя при помощи гидросистемы. Охлаждение двигателя на воде осуществляется штатной жидкостной системой и забортной водой через специальный теплообменник. На случай попадания воды внутрь машины она оснащена электрическим трюмным насосом производительностью 100 л/мин. Также откачка может производиться через камеру водомета посредством специального клапана (до 500 л/мин).

 

«Изюминка» БРДМ-2 - дополнительные авиационные колеса высокого давления, которые выдвигаются из-под днища. По науке они называются «устройством для преодоления траншей и окопов». Колеса имеют цепной привод, крутящий момент на них также передается от КОМ. Они позволяют переезжать траншеи шириной до 1.2 метра сходу, словно танк на гусеницах. Есть система подкачки шин на всех колесах. Воздушный насос на машине механический двухпоршневой, как на ЗИЛ-131. Его мощность способна обеспечить давление в шинах, даже если они будут прострелены. Кроме того, автомобиль может продолжать движение при полной потере одного из колес.

 

БРДМ-2 - это легкобронированный бронетранспортер, защищающий экипаж от стрелкового оружия и осколков. Он весит почти 7 тонн. Но конкретно данная модификация несколько иная, чем все привыкли видеть на картинках. Во время своего боевого прошлого это был противотанковый ракетный комплекс «Конкурс». То есть это машина не с башней, а с люком, из которого выезжали управляемые ракеты. Сегодня мой броневичок уже не представляет никакой угрозы, он демилитаризован, а значит, с него снято все военное оборудование. На языке крутится словосочетание «это хорошая заготовка для...», но слово «заготовка» тут совсем не подходит. Скорее, это на 98 % готовая машина для поставленной задачи! Многие БРДМ, о которых я читал, постоянно подвергались каким-то неописуемым переделкам. К ним приваривали какие-то надстройки, что-то удаляли, заменяли, убирали, пытаясь быть умнее целых конструкторских бюро. Мое мнение однозначно - если вы задумали получить нечто, требующее высокой надежности от техники, не изменяйте ее конструкцию. Ну если только совсем чуть-чуть... 

 

brdm-2

 

Я ПОШЕЛ ПО ПУТИ МИНИМАЛЬНЫХ ДОРАБОТОК И НЕ ОШИБСЯ!

 

Изменения коснулись в основном цельнометаллического несущего кузова. Для начала сделали окна, чтобы увеличить обзорность. Убрали перископы-триплексы, заварили ненужные технологические отверстия, но оставили при этом штатный люк, в который уходили ракеты - он очень удобен в использовании. Самым сложным было установить штатную механическую лебедку, так как именно на этой модификации для нее не было даже кронштейнов и КОМ.

 

Также был изготовлен и установлен на крышу легкосъемный багажник из оцинкованной трубы - на нем разместились антенны, рабочий свет, ходовые огни, ящики с такелажем и инструментом, багор, лопата, топор и бак для подвесного мотора. На скошенные боковины кузова наварены кронштейны держателей на 6 канистр. Таким образом, на борту я мог везти дополнительно 120 литров бензина. На корме был установлен транец для подвесного лодочного мотора - он аварийный: если откажет основной двигатель, то можно причалить к берегу. Однако из-за 18-сильного «двухтак-тника» увеличился дифферент на корму - к следующему плаванию я немного доработаю эту конструкцию.

 

В боевом и машинном отделениях все по-спартански просто, но практично. Сиденья заменены на комфортные «опелевские», поставлен высокий руль от «Газели», есть блок с двумя рациями (морской и гражданский диапазоны), магнитола, конвертор 24-12 вольт (штатно бортовое напряжение в БРДМ - 24 В). В задней части машины сделана поперечная лежанка на двух человек.

 

Ахиллесовой пятой БРДМ-2 в состоянии «вплавь» были закрылки возду-хоттока, расположенные на нижней части верхней плоскости кормы. Они расположены ближе всего к воде, и если, выезжая на крутой берег, откатиться назад в воду, то затопление машины произойдет молниеносно. Не помогут никакие откачки - бульк и все! На воде же нам предстояло находиться намного дольше, чем об этом упоминалось в инструкциях, поэтому надо было обеспечить полноценный приток свежего воздуха и отток нагретого из машинного отделения при закрытых жалюзи. На ум пришла идея сделать по два отверстия на притоке и на опоке и удлинить их трубами. Это и на случай выезда на крутой берег, и сильного волнения. Кстати, остойчивость БРДМ-2 на воде согласно ТТХ допускает 3 балла. В результате на протяжении всего плавания машина держала нормальную рабочую температуру при закрытых створках притока и оттока.

 

Много времени пришлось уделить топливной системе, которая оказалась полна ржавчины. Баки были демонтированы, вымыты и покрыты пушечным салом снаружи, чтобы противостоять соленой воде.

 

Так получилось, что незадолго до старта экспедиции я перегрел мотор. Пришлось его полностью разобрать, отшлифовать головки и собрать заново. Детали не меняли, только прокладки. Во времена СССР все было качественное и надежное, этим мы и руководствовались. Даже ремни на двигателе остались старые, стоявшие на нем с 1985 года. И за всю поездку «Непотопляемый» оказался единственным автомобилем из всех, который ни разу не остановился из-за поломок! Он ехал, плыл, опять ехал, не капризничал, а работал «как часы». Скорость, с которой мы шли по дорогам, началась с 65 км/ч и постепенно возросла до 90-95 км/ч. А рекорд по GPS был 114 км/ч. За 4.5 тыс. км ушло не больше одного литра масла. Расход топлива составил 37-39 л/100 км (бензин АИ-92), на воде - приблизительно 20 литров в час при скорости 7 км/ч.

 

bereg-barenceva-morya


Проложите маршрут и узнайте расстояние:

Например Санкт-Петербург Например Берлин