Автопутешествие на Алтай длиной в 9300 километров. Часть-2

17.05.2015

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Утром мы продолжили автопутешествие на Алтай и выдвинулись в сторону святого источника Арко-Ан-Суу. Освежились святой водой и поехали на фотосессию в сторону населенного пункта Чемал. Там мы сделали первую пристрелочную съемку в национальных костюмах с Байру, но вторая, по независящим от всех нас причинам, не состоялась. Но об этом позже, а пока мы наслаждались теми живописными видами, что здесь открылись. Шумом огромной горной реки, красками осени и даже свинцовым небом, что придавало некоторую драматичность происходящему, но совершенно не портящему пейзаж. После фотосессии заехали перекусить в кафе, где нам очень понравилось, и на рынок в Манжерок. Туристический сезон уже кончился, но люди по прежнему стоят и продают много интересных безделушек, сувениров, местных напитков и трав. Мы тоже пошатались, поглазели и не ушли с пустыми руками. Взяли каждый по варгану, в надежде, что когда-нибудь научимся на нем играть. Нас уже ждали в Усть-Кане, но для этого нам пришлось вернуться в Горно-Алтайск забрать вещи Байру. И уже по темноте мы выдвинулись в его сторону. Дорога шла через два перевала.

Перевалы Кукуя и Чакырский. Чем выше мы поднимались, тем ниже опускалась стрелка термометра. В машине как-то сразу похолодало. Байру попросила выключить музыку, так как мы приближались к святому месту. А духи в святых местах не любят шума. Мы выключили и уже весь остаток пути ехали в тишине. Дорога была вся в выбоинах. Но периодически нас обгоняли местные аборигены, не разбирая ни асфальта, ни ям, не щадя ни подвеску автомобилей, ни своих жизней. Для них эта витиеватая дорога в дырах и заплатах как для нас широкий автобан. Привычная и родная. Вот они и гоняют. Мы проехали до этого места чуть более 200 км. Уже по сложившейся за эти дни традиции, мы въехали в поселок ночью. Нам открыли гостеприимно двери гостиницы и заселили. Мы ещё какое-то время пообщались в номере, и расстались до утра. В номере было холодно, но хозяйка гостиницы любезно предоставила нам масляный радиатор, чтобы мы не умерли от холода. Но все-таки он утром к нам пришел.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Под утро отключили электричество, мы проснулись от легкой прохладцы. Горячего душа тоже не пришлось принять, так как была прямая взаимосвязь горячей воды и электричества. Был нарушен их симбиоз. Пришлось мыться в темноте и холодной водой. Мы взбодрились. Если бы нам еще дали завтрак, то мы готовы были бы на подвиг. И завтрак был дан! Несмотря на отсутствие электричества, в столовой завтрак готовили ранним утром, почти ночью. И потом он оставался на горячей плите пока не отключили электричество. Мы успели съесть еще не совсем холодный. В этот же день я всеми правдами и неправдами пытался прозондировать почву на предмет живого шамана. И вы не поверите, нам его «выдали». Теперь мы знали, кто это и где его искать. У нас была возможность встретиться с шаманом, но мы ею не воспользовались. Зато есть ради чего сюда возвращаться. День мы решили поездить с Байру по ­Усть-Канскому району, а к вечеру, если останется время, посетить укротителя бубна и злых духов. Заправились на местной заправке. Хотя многие говорили, что надо с осторожностью заправляться на местных заправках, мы для себя придумали небольшой тест. Мы опросили несколько разных людей, и по ответам большинства уже знали, куда мы поедем заливаться. Увидев на заправке авто местных сотрудников полиции, убедились что будем заправляться нормальным топливом.

Погода никак не хотела налаживаться. Все так же мрачно. Да еще временами шёл снег. Наша первая остановка была на реке Чарыш, высота 1265 метров. Мы оставили машину у брода, и оправились пешком через мостик, а потом в гору. Мы забрались высоко, насколько смогли, и сели для созерцания. Погода не могла омрачить настроения, когда ты сидишь высоко на горе и наблюдаешь панораму из другого мира. Вот стадо коров переходит речку вброд, вот большой орел летит, расправив крылья, выискивая жирного суслика. А кругом необъятные просторы. Поля с убранным сеном, закрученным в рулоны. Вдалеке небольшие местные домики утонули среди деревьев. Горы. Настоящие. Фундаментальные. Они стоят здесь миллионы лет. И даже местами сохранили невнятные послания от наших предков в виде наскальной живописи, петроглифов. Как правило, это рисунки животных и людей. Их тут много. Появилось и много современных надписей, меньше в рисунках, больше с надписями. Здесь был Вася Пупкин. И дата. Дата обязательна. Краской они могут занимать приличную площадь. Что бы все знали, что здесь он был.

В деревне Ябоган Екатерина Николаевна и Виктор Баин — родственники Байару по линии отца — приняли нас с большим гостеприимством. Накормили лагманом и напоили чаем с вареньем, после чего помогли сориентироваться по карте. Здесь мы познакомились с бытом коренных алтайцев. Дальше мы оставили здесь нашего проводника и попрощались на несколько дней, что бы еще раз встретиться. Очень приятные и доброжелательные люди.

Мы вернулись в Усть-Кан, что бы отвезти Байру, договорившись встретиться через несколько дней. Она обещала нас пригласить на настоящую национальную свадьбу. Здесь же мы заехали на автомойку. После которой мы навсегда расстались со своей маленькой любительской камерой, на которую было снято тоже много материала… Чистенькими мы выдвинулись в сторону Онгудай, что бы проехаться по всему Чуйскому тракту.

Погода за то время, пока мы ездили по этим местам, очень сильно менялась. Мы были и под дождем, и ловили руками снег. А под самый вечер, когда мы находились в котловине, окруженной горами, небо вдруг освободилось от туч и предстало перед нами настоящим небесно- голубым. Лучи солнца ласкали нам лица, а в поле стадо диких лошадей позировали нам как профессиональные модели. Но близко к себе не подпускали. Пока еще не стемнело, мы прошли Ябоганский перевал. Какая же здесь красота. Умопомрачительно. До Онгудая мы добрались, когда уже было темно, но все равно решили ехать дальше. Доехали почти до самого перевала Чике-Таман, но решили все-таки в ночь на него не заезжать. А дождаться рассвета и встретить его на перевале. Заночевали мы в небольшом придорожном кафе, где нам сдали комнату на ночь.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

Утром мы встали, очень быстро собрались и поехали встречать первые лучи солнца на перевал. Он находится на 659-м км Чуйского тракта. Его высота 1295 метров. Подъем и спуск 4 км. Почти на самой вершине перевала водружен поклонный крест, недалеко от которого стоит лиственница, ветви которой украшают белые ленточки. Туристы называют его Шаман-Дерево, и есть оно не только здесь, а почти у каждого посещаемого ручья, источника, перевала. Новая дорога через перевал оказалось не такой страшной, какой она была. Но старая дорога тоже осталась. Ее периодически используют люди, которые хотят пощекотать себе нервы. Слышал, что если там наверху встретятся две машины, то не смогут разъехаться. Когда мы заезжали на перевал, было утро, но никаких признаков солнца. Оно сразу же брызнуло через лобовое стекло, когда мы поднялись выше по перевалу, переступив черту. Это был первый наш рассвет на Алтае. День начался удивительно, впереди нас ждали сплошные чудеса. После перевала через каждый километр остановки. Фотографируем много!!!

Ключ. Мы потеряли ключ от багажника-кунга. А там все, что нажито непосильным трудом. Пришлось вернуться в несколько мест, где мы делали остановки для фотосессий. После долгих поисков, прочесав всю траву, нашли. Радость переполняла. Человек удивительное существо: напридумывает себе разных трудностей, создаст непреодолимые препятствия, неприятные ситуации и будет их разруливать. В очередном живописном месте вдруг ни с того ни с сего сломалась камера Canon 5D mark III, пришлось достать резервную. До самого конца путешествия я ее больше не трогал.

А вот когда вернулся домой, она прекрасным образом заработала. Мистика какая-то! На 680-м км — слияние рек Б. Ильгумен и Катуни. Здесь же находится Ильгуминский порог. Большой перепад течения реки рождает быстрое течение и мощные валы высотой до трех-четырех метров в большую воду. В конце августа — начале сентября на Ильгуменском пороге традиционно проводятся соревнования по рафтингу. В селе Чуй-Оозы и в кафе с одноименным названием, где мы пообедали, была сувенирная лавка. Купили там диски с этнической музыкой Алтая. Когда ты едешь по полям с пасущимися животными, звук гортанного пения и хомуса настраивает тебя на новый лад.Особенно сильное действие имела музыка, когда на следующий день мы выехали в сторону Курайской степи. Внутри все бурлило и закипало.

На 741-м км мы остановились у поселка Белый Бол. Здесь располагалась небольшая частная гостиница с домиками и баней. И мы решили здесь остановиться на ночевку. Хозяина поймали как раз в тот момент, когда он уезжал по делам. Сказал, что уезжает на несколько часов. Делать нечего, решили подождать. Посмотрев по верхам, очень заинтересовались видами. Кто-то из местных сказал, что если наверх лезть, можно попасть в пещеру, правда, мы не уточнили, где она точно. Что же. Времени у нас навалом, сил много, настроение боевое. Ничего не взяв с собой, кроме фотоаппаратов отправились в горы. Сначала долго шли по тропинке, удивляясь тому, как здесь живописно. Потом полезли вверх, цепляясь за деревья, которые росли по склону, пока не сдохли. А когда сдохли, родились заново от того, что открылось. Уже в тот момент, когда мы уже хотели повернуть, мы каким-то чудом долезли, и солнечные брызги после лесного сумрака ослепили нас. Вид сверху потрясающ и ни одна фотография и видео не передадут этого. Мы находились в яме, но на большом возвышении, между двумя хребтами, а внизу текла огромная река с изумрудной водой. Мы расселись как в театре, каждый на своем месте, и ближайшие несколько минут я не слышал ничего кроме звуков своего дыхания и биения сердца. Когда я вернулся к нормальному ритму, я услышал шум горной реки, которая находилась далеко внизу. Так мы и сидели, любуясь всей этой красотой.

Пещеры мы не нашли, позже оказалось, что лезли мы не на ту гору. В общем, весь день какие-то приключения. НО! После спуска с горы, мы приготовили кофе на воде из горного ручья. И я не пробовал кофе вкуснее этого ни разу в жизни. Конечно, это был не какой-то особенный кофе, конечно, это была не живая вода горного ручья. Просто это были другие ощущения всего того, что тебя окружало. Слазили почти 3 часа. Хозяин так и не приехал, поэтому решили ехать дальше по тракту. Благо мы получили такой заряд, что можно было горы свернуть. В 18.50 въехали в поселок Акташ. Остановились в гостинице «Расул». Гостиница оказалась лучшей из всех мест, где мы останавливались на ночлег. Практически за те же деньги, мы получили максимум комфорта. Там было все, что нам необходимо и даже кухня со всеми кухонными принадлежностями. И коробочки с одноразовыми принадлежностями в виде зубной щетки, расчески, бритвы, мыла и шампуня. Перед сном я пообщался с администратором и спросил ее, куда бы она нам посоветовала съездить. Она посоветовала ехать к Телецкому озеру, но у меня были планы на Тархатский мегалитический комплекс. Я спросил, а если в сторону Кош-Агач? Она так пренебрежительно сказала, что там смотреть нечего, и я ей почти поверил. Но какое-то чувство внутри говорило о путешествии в сторону Монгольской границы. Утро вечера мудренее. Мы так вымотались за этот день, что сразу же после обильного ужина отправились к Морфею.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

Мы поднялись спозаранку, что бы в очередной раз встретить рассвет. Водные процедуры и завтрак. Позавтракали своими запасами и отправились в путь. На 803-м км мы остановились, чтобы встретить рассвет. Здесь место ближе всего к реке Чуя. Была возможность забраться на высокую точку и наблюдать за петляниями реки. Все утро шла изморось, промокли насквозь. Рассвета как такового не было. Ни один лучик солнца не смог пробиться через толщу свинцового неба. В той точке, откуда мы пытались поймать рассвет, открывался вид на г. Ржаная 2027 метров, а в противоположной стороне на берегу реки открывались огромные поля, на котором паслись лошади. Их тут много. И они особенные. Коренастые, выносливые, сильные. Потому что жизнь в таких суровых климатических условиях накладывает некоторый отпечаток. Мы попробовали наладить контакт с лошадьми, предлагали им вкусненькое в обмен на селфи с другом человека, но безуспешно. Переодевшись в сухое мы поехали дальше, в сторону Курайского перевала. Здесь нас настиг снег стеной (на 820-м км). Видимость упала до такой степени, что пришлось тащиться, как черепаха. Перевалили горы. Видимость стала повышаться, видно в пределах 200 м. Дальше молоко. Я уже стал вспоминать разговор с администратором гостиницы. Ей богу, мы уже хотели развернуться и уехать. Но что-то заставляло двигаться вперед. Через 20 км ландшафты стали меняться. Было ощущение, что мы попали в другой мир. Мы оказались в Курайской степи.

На 840-м км — культовый знак «ОБОО». Обоо — это место поклонения местным духам в Курайской степи, хозяевам данной местности. Это гора из камней или деревьев. Хозяин обоо – это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения. У обоо совершаются обряды поклонения хозяину. Наиболее распространённый обряд – обрызгивание пространства вокруг обоо молочной или обычной водкой. Обоо приносят подношения: камни, ленточки из тканей, флажки, монеты, конфеты, сладости, еду, приятные мелочи.

На 844-м км у реки Тыдтугем, которая впадает в р. Чуя произошло то самое чудо, которого мы ждали. Вышло солнце, небо стало чистым. Мы сделали остановку и устроили фотосессию. Нафотографировавшись вволю здесь и делая остановки в Курайской степи с видами Курайского хребта и Северо-Чуйского хребта, мы приехали, наконец-то, в Кош-Агач и, уже порядком проголодавшись, решили устроить обед. Чемал, Усть Кан, Ксть Кокса, Онгудай, Улаган. На Алтае названия населенных пунктов не запоминались у меня во время путешествия. Для того, что бы их запомнить, приходилось пользоваться хитростью. Название Кош Агач врезолось в память не только своей красотой и суровостью, но и с двумя вежливыми сотрудниками ДПС, которым мы дали прозвища Кош и Агач. Их-то мы как раз и встретили в кафе, и они объяснили нам, как добраться до нашей следующей точки в путешествии Тархатинского мегалитического комплекса. Или как его еще называют Алтайский стоунхендж.

Нужно было ехать в сторону Джазатора 26 км. Дорога здесь уже не асфальт, а гравийка. Ехали мы почти час, немного заблудившись. Пришлось спрашивать дорогу. Я вышел из машины и, еле сдерживая дверь, чтобы ее не оторвало, закрыл ее. Под сильным ветром, сбивающим с ног, я остановил ехавший навстречу УАЗ-«буханку» странной конструкции. Водитель почему-то подумал, что я хочу ехать с ними, и предложил садиться. Я прошел со стороны двери для пассажиров, дверь мне открыл казах. С ним сидели еще трое. С мутными глазами, но широкими улыбками они замахали руками, приглашая меня к себе в гости. Я поздоровался и спросил, как добраться до нужного места. Слова «мегалитический комплекс» не были поняты оппонентами, но они с радостью рассказали, где находится место с огромными камнями. Оказывается, что мы не доехали до него всего ничего, но направление наше правильное.

Ну, вот мы и на месте, комплекс состоит из уложенных по кругу каменных глыб. Самый большой камень имеет размер 6 на 5 и на 4 метра. Ученые считают, что эти сооружения использовали для обсерваторий. Другие думают, что это места для ритуалов шаманов. Но в любом случае это место с повышенной энергетикой. Это чувствуется.

Вволю нафотографировавшись и установив связь с духами, мы уже выдвинулись в сторону дома. Это была конечная точка маршрута. На обратном пути мы встретили стадо верблюдов, которые перебегали дорогу. Это было очень необычное зрелище. По пути начался снег, в девять часов вечера мы достигли села Акташ и остановились в уже обжитой нами гостинице.

День был настолько плотным и насыщенным что уже выместил все предыдущие. Восстановить можно только по тому, что снято. Любоваться можно тут всем чем угодно и в любую сторону. Мечта поэта и художника.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

Это еще не последний день на Алтае. Но обратный отсчет пошел. Каждый день приближает нас к дому. С утра шел снег, и, когда мы встали, все было завалено им. Сегодня мы встали поздно, и в одиннадцатом часу выехали в Усть- Кан. Завтра мы должны встретиться с Байру для того, что бы попасть на свадьбу. На 761-м км тракта остановились у порога «Бегемот» для фотосессии. Спустились к берегу реки Чуя, переехали ее по старому деревянному мосту и оставили машину недалеко от него. Сами отправились вглубь от дороги в поисках водопада. Он был обозначен в нашем путеводителе, но опознавательных данных, где его искать, не было. Набрели на небольшую горную речку и полезли вдоль нее наверх. Через чащобу к ее истоку. Это оказалось непросто, сырая трава и густая поросль — серьезное препятствие на крутом склоне. Истока мы не достигли и повернули назад. Тут же на берегу мирно паслась лошадь, под деревом лежала сбруя и седло. Признаков человека мы не нашли. Животное оказалось совершенно миролюбивым и не отказалось от пары кадров.

Пока я кипятил воду для какао, Илья общался с лошадью. Мне почему-то показалось, если бы машина была побольше, он бы ее взял домой. Так хорошо они нашли общий язык. Пара снимков у Бегемота и мы продолжили путь.

Водопад же мы увидели через 2 км. Ширлак или, как его еще называют, «Девичьи слезы» — был единственный водопад, который нам удалось посмотреть во время путешествия, поэтому мы уделили ему внимание. В 15.30 заехали пообедать в уже знакомое нам кафе Чуй-Оозы. Наелись до отвала, и возникла мысль сфотографировать приветливого повара. Добродушный такой. Пообщавшись с ним, мы выяснили, что он служил в Вооруженных Силах на территории Нижнего Новгорода в Верхних Печерах в 1989-1991 года. Тогда еще это был город Горький.

Вечером по дороге в Усть-Кан пошел сильный снег. Пока ехали, стемнело. Снег валил белыми крошками и бился в лобовое стекло, закручивая в красивый узор. Было ощущение, что ты пробираешься через скопление звезд на космической скорости. Завтра тут обещают минус 4-9. Поэтому даже не знаем, нарушит это некоторые наши планы или, наоборот, будет в тему. В гостиницу приехали в 20 часов. Приготовили технику к завтрашнему дню, побрились и легли набираться сил.

ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ

Мы встали рано, с Байру связи так и нет. Я выглянул в окно и сильно опечалился. На улице лежали сугробы. Машина стояла под почти полуметровым слоем снега, превратившись в снежный танк. Я загрустил. Подумав о том, что мы на летней резине. Стали придумывать запасной вариант, куда ехать дальше. Пока собирали завтрак, позвонила мама Байру и объяснила, куда нам ехать на свадьбу. Сама она, к сожалению, попала в больницу и не могла быть с нами. Нам нужно было ехать в село Верхний Ануй.

Через 25 км начался перевал Верхне-Ануйский. Пройдя перевал, въехали в село, путь занял 1,5 часа — 30 км. Никаких знаков и обозначений населенного пункта. Но мы твердо были уверены, что приехали по назначению. Увидели двух молодых людей. Спросили, где у них тут свадьба. «У меня!» — сказал один из них, — «Я – жених». Нормалёк! Суть да дело, выясняем, что это не та свадьба. А та, что наша, находится в другом селе и нужно ехать еще 12 км. Для прикола решили остаться здесь, нас пригласили. К дому, в котором будет праздник, нужно было проехать через деревню и подняться на гору. Вот тут мы впервые столкнулись с тем, что машина на летней резине просто буксовала на месте. В гору мы каким-то чудом поднялись, выписывая восьмерки и чуть не снеся фонарный столб. Оценив дорожные условия (снег не прекращался), мы решили выбираться все-таки в сторону Горно-Алтайска иначе могли бы не уехать совсем. Встречные машины на перевале разворачивались и ехали вниз.

Трек Земфиры «Без шансов. Без вариантов». Красота. В 13.30 встретили пастуха с отарой овец и попросили покататься на лошади. Он важно разъезжал на лошади. У меня было дикое желание сделать его портрет. От портрета мужик отказался, а вот на лошади покататься дал. Я первый раз залез на лошадь. Открытое пространство, отара овец, верный пес, бегущий рядом, и бег лошади рысью всколыхнул какое-то первобытное чувство, которое есть в любом человеке, но находится в спячке. До поры, до времени.

Перевал Верхне-Ануйский стал одним из самых суровых испытаний на Алтае. Крутые подъемы и спуски, резкие повороты, в сочетании с летней шоссейной резиной нашего хоть и танка, превратили наш путь в горнолыжный слалом. Пришлось собрать все свои навыки вождения. Нас с Ильей обоих прошиб холодный пот. Был даже момент, когда мы отстегнули ремни и готовы были покинуть машину. Но удача была на нашей стороне. Перевал прошли. Однако Алтай, бывший на протяжении всего путешествия благосклонным, напоследок решил показать, что может быть не только приветливым, но суровым и весьма опасным. Следующий Чакырский перевал оказался не менее опасным. Ледяная дорога, продолжительные крутые спуски держали нас в высочайшем напряжении. Алтай заставил себя уважать и напомнил, что этот удивительный край место не только для эстетического наслаждения, но и для серьезных испытаний человеческих возможностей.

Через некоторое время мы почувствовали, что едем, мягко говоря, не в ту степь. И как назло никого вокруг. Через какое-то время появился трактор. Наше спасение! Оказалось, что мы свернули не там, где было нужно, и пришлось возвращаться обратно и преодолевать перевал повторно!!!

В 17.10 выехали на Чуйский тракт и направились в сторону Горно-Алтайска. Машина вся обледенела. Через 15 минут увидели оленей. Пока бежали до них, что бы сфотографировать, они сбежали. Есть только пара кадров, где они совсем маленькие. Сегодня мы остановились в очень уютной гостинице недалеко от города.

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ

Из гостиницы вышли в 12 часов. Пока кое-как отколупывали ледышки от машины, прогрели ее, время уже 12.15. Выехали в Горно-Алтайск за медом и сувенирами. В 13.00 попытав удачу в нескольких магазинах и музее, отправились в уже знакомый нам сувенирный рынок в Манжерок. Все закономерно. Возвращаемся туда, откуда все началось. Наша ласточка после перевалов и снега была похожа на леденец. Выглянуло солнышко, и мы оставили машину под ним, оттаивать. А сами отправились на реку Катунь, попрощаться с этими замечательными местами. Честное слово, так грустно отсюда уезжать... Но нас ждут дома, и мы выдвигаемся в путь.

По пути домой заехали в Сростки, музей Шукшина. Посетили дом матери великого писателя и поднялись на гору, где расположен монумент Василию Ивановичу. У подножия горы мы запаслись медовухой, что бы угостить домашних натуральными продуктами. Прошли Бийск, Новосибирск. Не помню, во сколько мы сюда въехали, но езда по нему казалась вечной. Как и в первый раз. На выезде последняя заправка и мы следуем в сторону Омска. Не доехав до него 435 км, мы встали на ночевку в поле. И ночь провели в машине.

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

Утром мы проснулись рано, и без лишних затягиваний продолжили путь. Утро было холодным и с заморозками. По дороге стелился туман, и видимость была очень плохой. Ехали медленно. Через пару часов выглянуло солнышко и стало куда веселей. Сегодняшний день прошел под эгидой «Собери то, что потерял». А потеряли мы бленду от объектива 70-200, уронив ее на месте съемки машины, термос, который оставили в одном из придорожных кафе, и iPad, который оставили у друзей в Кургане. Как я уже писал, нашли мы бленду по координатам, вбитым в навигатор. И вуаля — через 200 км мы на месте съемок, с точностью до метра. Бленда вернулась к своему хозяину, а мы продолжили свой путь. Вечером нас ждали друзья в Кургане. Проехали Чертокулич. Вот есть же у нас названия в России. Как художники живем. Около 22 часов приехали в Курган и встали на ночевку у друзей.

ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

Выехали из Кургана. Решили ехать не той дорогой, что ехали сюда, а другой. Через Екатеринбург. Город нам очень понравился. На выезде из города поймали страшную пробку. Решили ее пересидеть. Зашли в крупный торговый центр, заодно и перекусили. В ТЦ находился кинотеатр, шла премьера. Недолго думая устроили культурный досуг, посмотрели фильм «Сталинград». Вышли, непонимающе посмотрели друг на друга, сплюнули и поехали в сторону Перми. Не такой битва за Сталинград была….. На 687 км нашего пути нас ждала неприятность. Пробой колеса. Дороги в Пермском крае неважнецкие. Делать нечего. На улице ночь. Утеплились. Достали ремнабор, и без каких-либо сложностей проделали все манипуляции. Эта была первая и, слава Богу, единственная неприятность, связанная с машиной, да и вообще — с отдыхом. Эту ночь мы провели в Кунгуре, чтобы утром отправиться в Кунгурские пещеры. Трудно представить, что в каких-то 1000 км от дома находится одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости. Она составляет около 5700 м, из них 1,5 км открыто для посещений туристами.

ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ

Подъем и утренний туалет на природе. Не стали тратить время на завтрак и сразу отправились в знаменитые «Кунгурские пещеры». Лучшее время для посещения февраль–март, именно в это время здесь можно увидеть сталактиты и сталагмиты. В пещере есть сеть из 70 озер, самое большое из них площадью 1400 кв. м и глубиной 5 метров. Там даже водятся мелкие рачки и лягушки. А еще здесь можно почувствовать, что такое абсолютная темнота. Для этого здесь на некоторое время отключают свет. И только после их посещения поехали заниматься пробитым колесом. С ним что-то нужно было сделать. На шиномонтаже один умелец посоветовал вставить в покрышку камеру от УАЗика. Ее с трудом нашли. Колесо починили, правда, товарный вид оно потеряло. С грыжей и потертостями оно годилось только на очередной крайний случай. Делать нечего, отправились в дальний путь на запаске. Впереди Пермь. Теперь нас ждут каких-то 1100 км. И вот наш любимый дом. В середине дня приехали к родственнице Ильи Ирине. Там нам дали возможность принять душ с дальней дороги и перекусить. С собой нам надавали разных вкусностей, которых хватило почти до самого дома. Мы сытые и в благостном настроении ехали к Казани. Всю дорогу шел дождь. На дорогах темно и мрачно. Кругом абсолютная темнота, свернули с дороги и в районе 02.00 встали на привал. На Алтае сейчас 5 утра, на этой торжественной ноте машина превратилась в царство сна.

ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ

В 8.20 отъехали в сторону дома. Все ночь и весь день пока мы ехали, шел дождь. Пермь, Ижевк, Казань, Чебоксары. Ни просвета на небе. И вот, когда мы въехали в Нижегородскую область, выглянуло солнышко. Мы подзаправили машину в Лысково, сами подзаправились и уже пулей доехали до дома, минуя все пробки. Удивительно, но за почти 9500 км, наша машина ни разу не проявила каких-либо недомоганий и норовистости характера. Да и мы, слава Богу, недомоганий и разочарований не испытывали. Всю дорогу нам попадались хорошие люди, как ангелы хранители. Помогали, чем могли: кто покажет направление, кто накормит вкусным обедом, кто расскажет интересную историю. Мы всему были рады. Были, конечно, неприятные моменты… но, а как без них? В целом, мы остались очень довольны этим путешествием. И захотелось еще побывать во многих местах необъятной России. И показать ее красоту как фотограф.

река горная

речной остров

горный поселок

Идол

Культовое сооружение

Зимняя река

Курган

Часть-1

Проложите маршрут и узнайте расстояние: